Меню сайта

Система Orphus

Система Orphus

Нашли ошибку, опечатку, неверную информацию - выделите при помощи ЛКМ и нажмите Ctrl + Enter

Вход

Для зарегистрированных пользователей

Программа по профориентационной работе

Пояснительная записка.

 Обоснование необходимости проекта

В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.

Ситуация по данной проблеме в массовой школе на современном этапе характеризуется следующими параметрами:

  • отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки
  • учащихся;неразработанностью на уровне района системы работы в данном направлении;
  • необеспеченностью ОУ необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
  • несогласованностью действий районных структур, занятых профориентацией и профессиональным обучением;
  • неготовностью учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
  • острой потребностью общества в квалифицированных кадрах;
  • неподкреплённостью профориентации в образовательном учреждении кадровой, финансовой поддержкой;
  • отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;
  • низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что не дает возможности молодым людям состояться в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит недооценка значимости рабочих специальностей, падает престиж этих профессий среди молодежи. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в районе и республике.

Сегодня в школе недостаточно ведется работа по популяризации рабочих специальностей, информирования и пропаганды обучения в СПО и УНПО после окончания 9 класса. Выпускники, закончившие основную школу, идут в 10 класс, не определившись с будущей профессией, в связи с этим снижается их познавательная активность, теряются ориентиры на будущую профессиональную деятельность, не имеют конкретных жизненных планов.

Также не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего на не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в МБОУ «СОШ» с. Пожег, привести ее в соответствие с требованиями времени. На решение этих задач направлена Программа по профориентационной работе.

В итоге, необходимо констатировать, что в современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Соответственно, явной становится необходимость разработки модели профориентационной, предпрофильной, профильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении в условиях массовой школы. Вся эта работа должна быть в системе и включать работу педагогов с детьми 1 класса.

Идея программы:

Разработка системы профориентационной работы подрастающего поколения в массовой общеобразовательной школе в рамках профилизации обучения.

Тип программы - поисковый.

Статус программы - проект школьного уровня.

Участники программы:

  • профориентационная подготовка – учащиеся 1-11-х классов;
  • предпрофильная подготовка – учащиеся 8-9-х классов;
  • профильная подготовка – учащиеся 10-11-х классов.

Содержание программы

 Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодежи, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями села. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней ( полной ) школе.

Цель:

Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.

 

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся.
  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений.
  6. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
  7. Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
  8. Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности.
  9. Способствовать проектированию подростками своих жизненных ипрофессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Основные направления деятельности по профориентационной работе

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся МБОУ «СОШ» с. Пожег в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профессиональное просвещение – учащихся и родителей через учебную и внеурочную деятельность в общеобразовательных учреждениях района с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в общеобразовательных учреждениях.
  4. Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов.

Она исходит из следующих принципов:

  • сознательности,
  • соответствия,
  • активности,
  • развития

и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.

Формы работы с учащимися

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:

Ступень образования

Возрастные
особенности
Формы
профориентационной работы

1-4 классы (пропедевтический этап)

 

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность – учебная.

В овладении умений и навыков руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях (особый интерес вызывает работа родителей).
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методики – «Кем быть», «Нарисуй, кем бы ты хотел стать, рядом сделай надписи».
  4. Профпросвещение:
  • встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки);
  • показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;
  • костюмированные карнавалы профессий;
  • сочинения на тему «Пусть меня научат»;
  • игра «Чей это инструмент?»;
  • трудовые поручения;
  • экскурсии «Какие профессии живут в нашем доме?»;

5. Классные часы:

  • «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия);
  • «Как правильно организовать свое рабочее место?» (практическая минутка);
  • беседа: «Твои трудовые обязанности в школе и дома»;
  • экскурсия в школьные мастерские;
  • беседа: «Мое любимое занятие в свободное время».

5-7 классы (поисково-зондирующий период)

 

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сенситивный (чувствительный, восприимчивый) возраст для формирования профессионально ориентированных умений и навыков.

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами).
  2. Экскурсии.
  3. Ролевые игры.
  4. Конкурсы.
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа.
  6. Классные часы:
  • «Предприятия нашего района» (походы, экскурсии);
  • «Всякий труд надо уважать.»

8-9 классы (период развития профессионального самоопределения)

 

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

  1. Элективные курсы, уроки технологии, работа психологической службы.
  2. Информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства.
  3. Знакомство с правилами выбора профессии.
  4. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.

10-11 классы

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах.

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.

  1. Дискуссии, круглые столы.
  2. Посещение ВПО, СПО, УНПО, предприятий, экскурсии в колледжи, средние профессиональные учреждения образования.
  3. Участие в «Ярмарке профессий».

  Ожидаемые результаты

Программа позволит:

Ученику:

  • максимально приблизить соответствие результатов образования к своим возможностям;
  • раскрыть свои ресурсы и способности;
  • получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах деятельности;
  • приобрести навыки самообразования;
  • чувствовать себя психологически защищённым;
  • осознанно выбрать профиль и получить по нему аттестат о полном ( среднем) образовании.

 Учителю:

  • повысить профессиональный уровень;
  • осуществить личностно-ориентированный подход к обучению учащихся;
  • получить возможность самореализации.

 Родителю:

  • участвовать в выборе программы обучения своего ребёнка;
  • выбрать совместно с ребёнком способ продолжения его образования.

 Школе:

  • повысить рейтинг в районе;
  • создать оптимальную систему профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки;
  • создать условия полного перехода на ФГОС II поколения.

Яндекс.Метрика   Яндекс тИЦ

 

uchastnic
Проект при поддержке
RU-CENTER

3 relarn

Ассоциация РЕЛАРН

komiedu160x100 ruouk